Поскольку А.Н. Анненко вступил в дискуссию со мной, реагирую.
Что главное? То, среди прочего, что Н.К. Рерих унижен в журнале "НЛО". Унижение и в том, что его причисляют к масонам. Для имеющего прямой контакт с Основателем лучших духовных Учений унизительно формально состоять в испортившемся за века после чистого основания духовном движении. Масонство выше, например, капиталистической идеологии и других форм грубого материализма, и для Шибаева в середине 1921 года, когда он был ознакомлен лишь с несколькими фразами из нового чистого Учения, вступление в ложу могло быть шагом в нужном направлении. Поскольку покинуть ложу было легко, ничем серьезным это Шибаеву не грозило.
Кому 6.7.1921 было сказано "Рерих может масоном стать"? Возможно, Юрию Рериху, поскольку про знак на его руке шла речь. Кому 6.8.1921 было сказано "Поступи в масоны"? Неизвестно кому, ведь Рерихи тогда на сеансах часто задавали А-Лал-Мингу вопросы других лиц, не отмечая в "дневнике", чей был вопрос. Факт состоит в том, что Н.К. Рерих не поступал в масонскую ложу. Если бы поступил, в "дневнике" и других источниках были бы разговоры об этом, как свершившемся. Ну что уж тут поделаешь, если А.Н. старательно верит каким-то историкам, пересказывающим друг друга, не видя никаких документов, исходя из домыслов, и не верит Е.И. Рерих?
С чего это вдруг к росписи масонских храмов в США допускали только масонов? Ничего тайного в американском масонстве нет. Массовое не бывает тайным. Там десятки процентов знати состоят в масонских организациях - это обычный карьерный ход. Так же, как многие вступали в КПСС. Но Н.К. не собирался делать политическую или административную карьеру в США, он стремился в Индию. Ну, собирал взносы на стипендии ученикам Школы Объединенных Искусств в том числе с масонов. В США кругом масоны, в том числе и предавший Рерихов Хорш.
Итак, не будем делать натяжки. Был ли Н.К. масоном? Мой ответ: "100 процентов, что нет".
А.Н., кажется, убеждает рериховцев, что быть масоном ничем не хуже. А я считаю, что не только для Рерихов, но и для всякого имеющего чистое Учение (у масонов такового нет, есть только ритуалы) становиться масоном слишком примитивно. Участие в церковных и прочих ритуалах создает видимость духовной деятельности, но духовной она не является. А Н.К. не тратил время на пустое.
Масонам, конечно, коммерчески выгодно приписать себе Рериха, а затем заманить в свои ряды рериховцев.
Кто-то может не понять, с чего это вдруг в статье А.Н. появилось мое имя. Потому, что на сайте "Forum.Roerich" в теме "Актуально! История одной переписки" выложено мое дополнение к письму В.И. Пастухова. Чтобы понимать, о чем речь, надо прочитать всю переписку.
В. Бендюрин.
|