Н.А.Шлемова
МАСОНСТВО В РОССИИ (реплика)
По теме исторического масонства, масонства как такового, мне уже приходилось не однократно высказываться на рериховских форумах, см.:
Форум Владимира Чернявского(«Орифламма»): http://forum.roerich.info/showthread.php?t=10593&page=2 и прочие страницы темы: «Актуально! История одной переписки». Или на форуме в данном журнале, «Грани эпохи», №40: http://forum.facets.ru/article.php?article=4041 мой пост номер 6: «Резонанс на открытое письмо» и другие посты под моим именем, там же.
Потому, не желая повторяться, позволю себе некоторые размышления о судьбе масонства в России. О масонстве же в его историческом аспекте читатель может прочитать в Энциклопедии Мэнли П.Холла, страницы 498-530, 674-690, в трудах Е.П.Блаватской: «Разоблаченная Изида», т.2, гл.8; гл.10 «Миф о дьяволе». В третьем томе «Тайной Доктрины», отдел XXXI, в многочисленных статьях Елены Петровны. В Письмах Е.И.Рерих содержится вполне объективная характеристика как исторического, так и современного масонства, однако, необходимо учитывать, что они писались в 30-ые годы, а как известно, 1930-е годы в России(тогда уже СССР) стали временем «крестового похода» против масонства. Судя по документам, последняя масонская ложа была разгромлена в 1936 году. Правда, Нина Берберова утверждала, что масоны в правительственных структурах были всегда (см. об этом в книге, на наш взгляд вполне научно добросовестной, хотя и не лишенной известной доли тенденциозности, но построенной на документальной основе: Благовещенский Глеб, Лин фон Паль, Вик Спаров. Полная история тайных обществ и сект мира. (Историческая библиотека.) – М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009. – 601с. Сс. 182-274; 275-320; 105-181.)). Исходя из этого факта, Елене Ивановне приходилось в большинстве случаев, рассуждая о масонстве…, пользоваться эзоповым языком.
Возвращаясь к истории России, в том числе в её масонской окрашенности, хочется заострить внимание читателя на том, что историческая правда не нуждается не в умалении-отрицании, или очернительстве, ни в приукрашивании, но только в объективном понимании. Историческую правду нельзя замолчать, тем более чревато последствиями её искажение! Но с ней необходимо считаться, и если хотите, её уважать. В мои задачи не входит апологетика масонства 20-21-го веков, но я с большим уважением отношусь к истории эзотерического масонства вплоть до первой четверти 19-го века, пока оно не подверглось подрыву и разложению со стороны иезуитов, католического и протестантского духовенства.
По существу, эзотерическое масонство и есть эзотерическое христианство, но никак оно не заключает в себе антихристианский дух, как это пытается «доказать»-внушить! наша РПЦ, но эзотерическое масонство 17-18вв., работало, приняв духовную эстафету от Братства Розы и Креста, - этих верных носителей Принципов Древних Мистерий – как «кратчайшего для человечества пути познания для Вечного», на создание Общины Мира в духе равенства, братства, свободомыслия - на принципах глобального космического эволюционизма, т.е. это первые, так сказать, коммунисты. Классические Масоны в первую очередь, просветители, последовательные антитеисты, утверждавшие главный принцип построения общества нового(идеального) типа – принцип справедливости(кстати разработанный в теории идеального государства Платоном). И во главе Иерархии такого идеального равноправного свободного общества или Общины Мира стоит не антропоморфный личностный Бог христианской религии, а Разум или Логос, Огненный Принцип жизни. Но христианский мир времен первозданного масонства, как Традиции Эзотерического-Этического Гнозиса, как и теперь, оказался не готовым жить по выше указанным принципам – принципам мыслящего разума, а предпочел власть кровавого хаоса, усыпив массовое сознание в церковных догмах и политмифах. Именно католической Церкви, институту Папства, точнее, иезуитам, манипулирующим Папой, было выгодно дискредитировать масонство, превратив его в массовое политико-бутафорское движение, открытое для профанов, которые и завершили свое дело. Сегодня в мире насчитывается более пяти миллионов масонов (или людей, причисляющих себя к таковым), причем около четырех миллионов из них приходится на США.
«Масонство не принадлежит ни к какой стране; его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в тоже время имеет один центр единства», - писал один из влиятельных членов масонской ложи.
Следовательно, нет и русского масонства, несмотря на то, что масоны в России были, есть и вероятно, еще будут.
Если судить по официальным источникам, первые масонские ложи в России возникли при Петре I. «В одной рукописи Публичной библиотеки, - сообщает историк Вернадский в своей книге «Масонство в царствование Екатерины II», - рассказывается, что Петр принят в Шотландскую степень св. Андрея». «В Россию свет масонства, - сообщает Т.Соколовская, - проник по преданию, при Петре Великом, документальные же данные относятся к 1731году».
Настоящие масоны появились в России только в конце царствования Екатерины II, поклонницы «вольтерьянского» свободомыслия. Одним из них был И.Г.Шварц, уроженец Трансильвании. В Россию он приехал в 1780 г., вскоре став профессором Московского университета, где со временем сплотил вокруг себя небольшой масонский кружок из числа преподавателей и студентов. Благодаря усилиям Шварца в деле внедрения «великой идеи масонства» в России, на Вильгельмсбаденском конгрессе масонов в 1782г. Россия была признана «восьмой провинцией масонского мира».
После конгресса Шварц энергично принялся за распространение среди российских масонов учения розенкрейцеров. Его друг и сподвижник, просветитель Н.И.Новиков учредил «Типографическую компанию», выпустившую в свет большое количество масонских изданий, за что был заточен Екатериной в крепость, ибо на него был донос, что он «со друзьями участвует в уловлении известной особы»(наследника Павла Петровича), но вступивший на трон Павел I сразу же освободил просветителя. На этом этапе масоны, времен Новикова, хотя и отрицали церковную иерархию и обрядовую сторону религии, на саму Церковь не посягали, отдавая предпочтение алхимии и поиску «жизненного эликсира».
Известно, что Павел I принял звание Великого магистра ордена рыцарей-иоаннитов, или Св. Иоанна Иерусалимского, который формально сохранял статус католического, но структурно и идейно был устроен по масонскому образцу. В данный орден входил граф Литта, женатый на племяннице Г.Потемкина, произведший в свое время большое впечатление на ПавлаI и пользовавшийся его неизменным покровительством. Наследник Павла I, Александр I, тоже состоял в масонской ложе, хотя и отклонил честь принять звание Великого магистра ордена. При нем в 1809г. в Россию прибыл уроженец Венгрии И.А.Фесслер, основавший в Петербурге ложу «Северная звезда», в которую входил и увлеченный его идеями М.М.Сперанский, оставивший заметный след в истории России своими реформами. Но в Петербурге Фесслер надолго не задержался, ибо вскоре был обвинен в том, что распространял среди слушателей Духовной академии, где он преподавал еврейский язык, социнианское учение. В 1822г. масонство в России было официально запрещено, и хотя оно, безусловно, продолжало тайно существовать, но никаких очевидных признаков его деятельности не наблюдалось вплоть до конца 19-го века, за исключением доблестного подвига славы отечественной истории – Декабристов! Их не удавшейся попытки построения гражданского общества в России, долженствующего прийти на смену монархической и теократической формам правления!
Именно в это время в Россию стало постепенно проникать французское масонство(или Розенкрейцерство, о сущности данного Ордена см. в известной научно-философской энциклопедии Мэнли П.Холла, «талантливого толкователя тайноведения в Америке»(Е.И.Рерих):«Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». – Новосибирск: «Наука», 1997. Сс. 498-548; 674-690.)) на рубеже XIX-XXвеков лице доктора Папюса, французского мага-врачевателя, Придворного оракула, и его ордена мартинистов.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, - пишет Вик Спаров, в указанной выше книге, «Полная история тайных обществ и сект мира», стр.223-269, - что старший современник Папюса маркиз Жозев Александр Сент-Ив д’Альвейдр (1842-1910), имя не безызвестное для тех, кто читает историю эзотерических учений по книгам ЕПБ и ЕИР, автор книги «Синархия», которого Папюс на протяжении жизни считал своим оккультным наставником, еще до Е.П. Блаватской отстаивал идею о существовании на Востоке(предположительно, в Тибете или Гималаях) тайной подземной страны Агарты(или Шамбалы) – темы, являвшейся центральной в русском мартинизме!, был женат на русской аристократке, графине М.В.Келлер(урожденной Ризнич), активно общался с русскими аристократами, жившими во Франции, и докучал русскому царю всякого рода мистическими посланиями. Д’Альвейдру принадлежит и пророческое сочинение «Миссия рабочих», основные положения которого явно перекликаются с идеями «Единого трудового братства», основанного в начале XX века писателем-оккультистом и гипнотизером Александром Васильевичем Барченко, куда входили такие видные представители русской интеллигенции, как Николай и Елена Рерихи («Платон мне друг, но истина дороже» - Н.Ш.), Петр Шандерович (ученик Г.Гурждиева), академик Ольденбург, известный психиатр В.М.Бехтерев, скульптор Сергей Меркуров, Павел Мокиевский, заведующий отделом философии петербургского журнала «Русское богатство», и многие другие мартинисты. Поэтому всё говорит за то, что в России – при содействии баронессы Керн – организация мартинистского или «синархистского» толка существовала еще до Папюса. Кстати сказать, доктор Жерар Папюс прибыл из Франции в Россию по приглашению дома Романовых, в качестве личного гостя императора Николая II.
Следующий этап становления масонства в России связан с именем известного религиозного философа, поэта и публициста Владимира Соловьева, основоположника учения о святой Софии, проповедовавшего «модернизацию» православия с последующим объединением всех церквей, по этой причине Вл.Соловьев был временно запрещен в России и вынужден издаваться во Франции, на французском языке. Наиболее верные последователи отца русской философии сразу после смерти философа создали «Братство аргонавтов», собрания которого посещали В.Иванов, К.Бальмонт, Н.Бердяев, С.Булгаков и А.Блок, пытавшиеся реконструировать древние мистерии, обставляя их элементами творческого синтеза искусств. Позднее «Братство аргонавтов» преобразовалось в религиозно-философское общество (1907), которое также посещали и Рерихи, а после революции, в 1919г., члены общества основали «Вольную философскую организацию», основным направлением которой стала борьба с церковными искажениями Учения Христа, т.е. с православием, в его ортодоксальном варианте. Однако с большевиками они понимания не нашли и в 1921г. на «философском теплоходе» были высланы в Париж.
После отречения царя к власти в России пришло Временное правительство, многие члены которого входили в масонские ложи, да и ряды их противников – большевиков – тоже, по чести говоря, полнились масонами, причем до такой степени, что в 1922г. II Коминтерн даже принял резолюцию о недопустимости одновременного пребывания в коммунистической партии и масонской ложе! Время развело «братьев».
Сегодня известно, что многие «старые» большевики были членами мистических кружков масонского толка. Так, писательница Нина Берберова сообщает в своих мемуарах, что масоном был Лев Троцкий, идеолог Октябрьской революции. В архиве КГБ СССР нашлось свидетельство того, что к французской ложе «Великий Восток» принадлежал и нарком просвещения А.В. Луначарский. Одно время ходили также слухи о том, что В.И.Ленин и Г.Е. Зиновьев до 1914г. были членами французской масонской ложи «Союз Бельвиля»(или «Аретравай»), но документального подтверждения эти версии пока не получили.
Среди оккультистов, оказавшихся на службе у новой власти, особо стоит отметить уже упоминавшегося нами в связи с мартинистами А.В.Барченко, получившего хорошее медицинское образование и в то же время глубоко и не безосновательно верившего, что в глубинах Азии существует страна Агарта, в лабораториях которой совершенствуется опыт древних цивилизаций. Барченко всерьез занялся изучением паранормальных способностей человека. В 1920г. судьба свела его с академиком В.М.Бехтеревым, руководителем Института мозга, который пытался дать научное объяснение феноменам телепатии, телекинеза и гипноза. В 1923г. А.Барченко поселился в петроградском буддийском дацане. Здесь посол далай-ламы в СССР Доржиев сообщил ему координаты Шамбалы – на стыке границ Индии, Синцзяна и Северо-Западного Непала. Работами Барченко, с подачи германского посла в Москве В.Мирбаха и сотрудника ВЧК Якова Блюмкина, заинтересовалась коллегия ОГПУ, поручившая ознакомиться с ними Глебу Бокию. Так в недрах ОГПУ возникла секретная лаборатория нейроэнергетики, существовавшая при спецотделе в течение двенадцати лет. Бокий и духовно близкие ему люди вскоре создали тайное общество «Единое трудовое братство», которое отвергало такие постулаты большевизма, как диктатура пролетариата и классовая борьба, и принимало в свои ряды людей, свободных от догм материализма. В 1925г. весь спецотдел волновала одна проблема – экспедиция в Тибет. В числе горячих сторонников предстоящей экспедиции был сам Ф.Э.Дзержинский. Против же выступал нарком иностранных дел Г.В. Чичерин. Но, начались бюрократические дрязги и проволочки, и экспедиция в последний момент была отменена.
Отношения молодой советской власти с масонами строились весьма неоднозначно. Например, организация «Единое трудовое братство» просуществовала, несмотря на свои «антисоветские» настроения, до 1937г., когда был учинен её разгром. («Масоны скорее большевики, чем христиане», - говорил Борис Астромов(Кириченко), руководитель российского ордена мартинистов, хотя и не пользовавшийся у масонов особым влиянием.) Однако, в 1918г. над Россией восходит пятиконечная звезда… .
Справедливости ради надо сказать, что далеко не все коммунисты были масонами, и в партии постоянно шла борьба между космополитами, тянущимися к «гражданам мира», как называли себя масоны, и национально ориентированным большинством. И когда Сталин стал руководителем этого большинства, вопрос с масонством в СССР был предопределен: для практики строительства социализма в отдельно взятой стране масоны были не нужны и даже вредны!
Но есть один пикантный факт: французские масонские архивы были привезены на хранение в СССР в 1945г. и до 2000г. хранились в Центральном Государственном архиве, после чего были возвращены на Родину, во Францию (источник: радиостанция «Эхо Москвы»).
Таким образом, проще сказать, кто из отечественной элиты в эпоху рубежа 19-20-го веков НЕ был масоном или розенкрейцером!
Лично меня сегодня волнует не то, что одна из масонских лож России располагается под стенами Кремля и руководит ею профессор МГУ. А кому сегодня выгодно сокращать преподавание мировоззренческих предметов в школе и в ВУЗе, таких как литература, например, или философия, развивающих национальное самосознание?! Кому выгодно подменять развитие высшего, абстрактного, типа мышления у нации консервацией его церковными догмами и суевериями и штампами поп-культуры?!
Невозможно говорить, что масонство – это «прошлое», оно – вневременно, ибо оно есть неотъемлемая часть Универсальной Эзотерической Традиции Этического Гносиса, Благородные первопринципы масонства не устаревают! Они есть вехи Духовной культуры мира, и не массовому сознанию их отменять. Теоретически, не профанированное, масонство – это универсальная религиозная философия, сохраняющая и развивающая Традицию Единого Знания, практически - гражданский демократический правовой институт.
Моя точка зрения заключается в том, что масонство в России, как эзотерический европейский гносис, преодолевало нашу национальную историческую ограниченность, великорусский шовинизм, наше ментальное и законодательное отставание от Европы в плане развития философии и науки и реального существования гражданских прав и свобод, царства закона, действующего для всех, а не для «избранных».
Пока существует человеческая цивилизация, она всегда будет стремиться к совершенству, к построению справедливого свободного гражданского общества, за что и боролись масоны всех времен и народов! О чем и свидетельствуют пятиконечные звезды (главный символ мирового масонства) на Кремле. (Хотя в Эпоху Владыки Христа-Майтрейи они станут шестиконечными.)
12.03.10. Москва.
|