Н. Ковалева

«Выгребная яма» от Александра Сенкевича

Предлагаем обсудить статью, высказать свои мысли и впечатления


Новое сообщениеНовое сообщение  Ответить на сообщениеОтветить 
Внесём в статью коррективы.

05/09/2016 18:22

александр

К вопросу о «Выгребной яме» Александра Сенкевича.

Я благодарен Наталье Ковалёвой за подробный и профессиональный отклик на мой неудачный комментарий к статье о Е.П.Блаватской. Видимо, мы читали книгу А.Сенкевича «разными глазами»: она – глазами опытного редактора издательства , досконально знающего предмет, я же - рядового любопытствующего читателя, хотя и с прицелом на будущее использование прочитанного. Правда, я читал книгу давно, несколько лет назад, к тому же, видимо, излишне эмоционально и недостаточно рационально. Важно то, что Наталья Ковалёва всё расставила по своим местам. И теперь соглашусь со многими критическими замечаниями в адрес автора книги. На мой взгляд А.Сенкевич в трактовке личности и деятельности Блаватской действительно позволил «непозволительную роскошь отсебятины», проявил желание утрировать, извращать и демонизировать предмет изучения, благодаря чему пришёл к ложным умозаключениям. Например, такому: «Подобные лидеры появлялись и появляются в истории человечества и тут же обычно исчезают, как пузыри на воде. На смену им приходят другие, впрочем, со своими завиральными идеями, как правило, не оригинальными, уже бытовавшими среди людей и всего лишь перелицованными на новый лад». Вот так! Говорится как будто о ком-то вообще, а имеется в виду Блаватская. Это приём автора. Некрасиво-хитроватый приём. Обращаю внимание читателя ещё на один на оригинальный приём А.Сенкевича: «влезать в шкуру героя», и уже от его имени вещать собственным «испорченным» голосом. Таким образом, можно опошлить любого героя и приписать ему всё что угодно. Что и сделано А.Сенкевичем в отношении Блаватской. И всё же как-то не верится , что приступая к написанию книги, автор заведомо строил злонамеренные планы. Возможно ли подобное? И кто знает, прислушайся А. Сенкевич к рекомендациям Е.И.Рерих о том, как следует собирать материалы и писать книгу о Блаватской, может быть , на божий свет явилась совсем иная книга. Такая рекомендация направлена в адрес «другини» Валентины Леонидовны Дутко 14 мая 1945 года (письмо №131, том 7): «Вы хотите начать очерки о Блаватской, это очень ценно и по времени. Но, родная, не торопитесь и уявите тщательную подготовку и ознакомление со всеми ее трудами, их очень много, со всеми ее биографиями и ее перепискою. Также следует узнать и сотрудников ее, чтобы понять атмосферу, ее окружавшую, и всю жертвенность ее жизни. Вы прекрасно выразились, что Блаватская жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры. Лучше всех написали о ней А.Безант и Ж.Мид, последний был известным ученым и лингвистом. Он перевел знаменитый гностический памятник «Пистис София», много писал о Древних Мистериях. За все время ее пребывания в Лондоне Мид был ее сотрудником и секретарем. В своем посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав ее гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельств ее сестры Желиховской «Инсидентс ин ве Лайф оф Мадам Блаватски» . Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при ее жизни; не был доволен и Учитель ее. Но всем известно изречение Христа: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, в доме своем». Речение это столь же справедливо сейчас, как и тогда. Советую Вам прочесть том «Писем Махатм к Синнетту» и том ее личной переписки . Хорошо бы Вам достать первые два тома дневника Олькотта и «Оккультный Мир» Синнетта . Неплохо ознакомиться с ее книгой «В пещерах Индостана» . Она удивительно передает атмосферу Индии, и прекрасно обрисован в ней Облик ее Учителя. Книга была написана по-русски, но имеется перевод ее на английский язык. Вторая – «Голубые Горы и племена Индии» менее интересна. К столетию от ее рождения журналом «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. Думаю, что этот очерк Вам очень пригодился бы, написан он по-русски. Напечатана эта книга в Ревеле, но возможно, что ее легче достать из Женевы от Председательницы Русского Теософического Общества г-жи А.А.Каменской. Как видите, нужно много прочесть, но такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлем ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь».
В качестве исправления допущенной «горячности», предлагаю читателю ознакомиться с предельно объективной оценкой личности и творчества Блаватской, данной автором этих строк с помощью астрологии и психоаналитики Дэйна Радьяра. Рассмотрим существо домов символического гороскопа рождения Блаватской . И тогда окажется, что жизненная и творческая энергия героини ( Солнце), представляет «наслаждение временной свободой от жестоко структурированного социального поведения, а момент рождения указывает на «страстный поиск новых ценностей , которые на каком бы то ни было уровне обещают более изобильную жизнь». Что касается славы и репутации Блаватской, которая многими воспринимается как скандальная, то космос обнаруживает «ответ духовных сил на основательные , непрерывные, или победоносные усилия индивидуума». Вхождение в общественные отношения связано с «определённым типом образовательной деятельности с культурными и эмоциональными обертонами, упражнениями в групповой интеграции сознаний, особенно восприимчивым к коллективным силам». Что касается вопроса сотрудничества и партнёрства, то тут следует отметить «человеческую способность преодоления препятствий и достижения эволюционной связанности, равно как и пространственной экспансии». Существо образования, философии и религиозности героини отмечаются «ревностными упражнениями ради полного выявления идеала». И последнее . С чем именно следует связать «лишения и страдания» Блаватской, которые с избытком выпали на её долю? Ответ Космоса будет таков: «С потребностью сохранять действующими устойчивые связи между обширным бессознательным и эгосознанием». В этом и заключается настоящая, глубинная правда о натуре и деятельности Блаватской. Многое иное, не всё конечно, от лукавого .





  1. Внесём в статью коррективы. - александр от 05/09/2016 18:22